Язык и речь 1 класс

Язык и речь 1 класс

Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_1_klasse.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей.

Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения.
Задачи:
1.формирование умения различать устную и письменную формы речи; средства устной и письменной речи;
2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, расширение кругозора, словарного запаса.
3. Воспитание прилежного отношения к учёбе, дружелюбия; воспитывать умение работать в коллективе, стремление к преодолению трудностей, потребность участия в действиях на уроке.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные универсальные учебные действия:
познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике, находят в тексте ответ на поставленный вопрос;
коммуникативные: принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения;
регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.
Тип урока: урок усвоения новых знаний

Учитель: – Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок –

Проверяем, мой дружок,

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадки?

– Проверили? Всё на месте?

-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

I. Работа по учебнику.

– Кто авторы учебника?

– Как называется этот учебник?

– Вспомните, какие значения имеет слово «язык»? (Язык как орган речи, как наука, как часть колокола, обуви. Язык нужен для общения)

-Что же такое речь? Для чего она нужна? (Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь), чтение и письмо).

– Для чего мы будем изучать русский язык?

– Чуть позже мы узнаем ответ на этот вопрос.

— О чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока? (ответы детей)

II. Выполнение заданий в «Рабочей тетради».

1. – На уроках русского языка все записи мы будем выполнять в тетрадях. Надо постараться, чтобы они были грамотными, аккуратными, легко читаемыми. Тетрадь – это лицо ученика.

Давайте подготовим наши пальчики к письму и выполним пальчиковую гимнастику .

Как живешь? Вот так! (дети показывают большой палец)

Как идешь? Вот так! (дети «шагают пальцами по ладошке)

Как даешь? Вот так! (дети показывают раскрытые ладошки)

Как берешь? Вот так! (дети сжимают ладошки)

Как бежишь? Вот так! (дети имитируют бег сидя))

Ночью спишь? Вот так! (дети показывают, как они спят)

Как молчишь? Вот так! (дети закрывают рот ладошками)

Как грозишь? Вот так! ( дети грозят соседу по парте указательным пальцем)

2. – Откройте тетрадь

– На верхней линейке запишем число, а на второй линейке записано, где выполняется работа.

Ученики проговаривают и записывают число, читают слова «Классная работа».

3. Чистописание. Выполняется на с. 3 «Рабочей тетради».

– На каждом уроке русского языка мы будем работать над каллиграфией – правильным и красивым написанием букв. А для чего нужно уметь красиво писать?

1) Запись элементов букв, запись строчной и заглавной буквы.

2) Запись слов, которые можно составить из этих букв. ( иголка, Иван, шапка, Шура. )

III. Работа в учебнике.

1. Чтение учителем рассказа стр.4

Вопросы после чтения:

– Как вы думаете, зачем людям нужна речь? (ответы детей)

Когда же возникла речь?

Очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели, не только писать, но и говорить! Но было много недостатков, и самый главный – неточность. Представьте, пожалуйста: сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете чай, вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами такие странные предметы: мышь, лягушку, птицу и пять стрел. Попробуйте-ка разберитесь, что все это значит. А разобраться надо, потому что дело тут серьезное. Вот что, оказывается, сообщил гонец: «Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные нашими стрелами».

Когда изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь .

УСТНАЯ РЕЧЬ — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.

Первыми шагами к письму были рисунки на скалах, но это тоже не намного лучше. Надо, например, передать: «Я тебя уважаю». «Я» — нарисуешь себя, «тебя» — нарисуешь его. А как нарисовать «уважаю»?

Нет, это просто замечательно, что люди изобрели письменность и теперь каждый грамотный человек может написать письмо. Почти триста тысяч почтальонов ежедневно разносят эти письма адресатам.

Читайте также:  Глазные капли снимающие зуд

Мы сегодня даже не можем представить себе то, что когда-то почты вообще не существовало .

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ — речь, это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки.

В древней Руси писали на бересте — березовой коре. Бумаги тогда еще не было.

— А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере).

— Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.

Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью.

Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной.

2. Мы поиграем с вами в игру «Да – нет». Я буду называть слова, и если вы слышали их, понимаете их значение, то будете поднимать две руки вверх, а если не слышали, то скрещивать руки над головой.

Предложение , звук, корень, сказуемое, буква, предлоги, слоги, падеж, склонение, спряжение, алфавит, суффикс, подлежащее, причастие.

3. – Вот видите, как много вы знаете, а ещё больше вам предстоит узнать.

– На каких уроках вы будете изучать эти и другие понятия? Догадались?

– Чем же мы будем заниматься на первых уроках русского языка? – Для чего мы будем изучать русский язык?

— На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.

— Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. На уроках русского языка мы будем учиться говорить и писать правильно, без ошибок, а также узнавать, как устроен язык, на котором мы говорим и пишем.

3. Откройте учебник на стр.6, упр.3

— устно закончите предложения

-когда мы говорим, мы произносим ….(звуки)

-на письме звуки обозначаются….(буквами)

-сколько в алфавите букв? 33

-Сколько гласных букв? 10

-Сколько согласных букв? 21. ( звуков 36)

— Скажите ребята, а к какой речи относятся звуки, а к какой буквы? (Звуки – это устная речь, а буквы – письменная речь.)

— При записи письменной речи — записываем предложения. Начало предложения начинается с заглавной буквы, а в конце ставим точку.

4.- Давайте ребята с вами познакомимся с памяткой «Порядок действий при списывании», стр.7

IV. Выполнение заданий в «Рабочей тетради».

– Рассмотрите рисунки на с. 3.

– Составьте звуковые модели слов.

— Выберите и запишите слово, к которому подходит звуковая модель (стр.4, упр. 4)

– Собери слова и запиши их (стр.4,упр.5)

– Что нового узнали?

– Какие знания повторили?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Человек владеет …(речью).

Речь нужна для того, чтобы … (общаться с другими людьми).

Она состоит из … (предложений).

Речь бывает … (устная и письменная).

– Все молодцы! Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока«Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс.

Технологическая карта урока, русский язык, 2 класс.

Обеспечить условия для усвоения содержания учебника и отработки действий при работе с учебником, рабочей тетрадью.Создать благоприятную атмосферу для развития эмоциональной сферы, интереса к русскому .

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.".

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс).

урок русского языка.

Презентация к уроку русского языка "Язык и речь. Формулы вежливости" (4 класс, УМК "Школа России").

Скачать:

Вложение Размер
yazyk_i_rech_21.02.docx 24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Школа : №9 Учитель: Губанова Е.И.
Класс : 1 А Отметка:

Студентка: Хваткова А.А., 41 гр . Дата: 21.02.17г.

Конспект урока по русскому языку

Тема: « Язык и речь »

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов; приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

— уметь строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека;

— приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

— проявлять интерес к родному языку;

— выполнять правила поведения ученика на уроке;

— выявлять причины успешности / не успешности в учебной деятельности.

Оборудование: Русский язык: 1 класс, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 201, презентация.

Организационный момент
Словесный: слово учителя

-Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

Садиться на места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы

Решение частных задач

Практический:работа с учебником

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выполнение упражнений для глаз.

Практический: физические упражнения

Практический: работа с учебником

Практический: работа с РТ

— Посмотрите на доску. Прочтите.

«Как прекрасен и велик

Русский, близкий нам язык.»

Читайте также:  Как быстро восстановиться после перелома лодыжки

— Для чего нужно изучать русский язык?

— Вспомните чему был посвящен наш прошлый урок. (Мы изучали виды речи, ее значение в жизни людей)

— Посмотрите на доску. (На доске карточки «слушание», «предложение», «письмо», «чтение», «говорение», «речь про себя»

— Определите карточку, на которой записано «лишнее слово». (карточка «предложение»)

— Объясните свой выбор.( Слушание, говорение, чтение, письмо – это виды речи)

Работа с ПК . Игра «Что делает сказочный герой?»

— Попробуйте определить, что делает каждый из сказочных героев. (читает, слушает, пишет, говорит)

— Попробуйте разделить эти виды речи на группы.

— Какие группы получились?

— Выскажите свое мнение: можно ли дать одинаковые названия этим группам.

-Откройте учебник на странице 7.

— Прочтите вопрос. (Какая бывает речь?)

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

— Что бы вы хотели узнать на уроке? (Получить ответ на вопрос: какой бывает речь?)

— На странице 7 найдите задание 3.

— Что нового узнали из текста? (Речь бывает устной и письменной)

— Что такое письменная речь?

— Что такое устная речь?

— Молодцы! Сейчас я предлагаю найти рисунок на этой странице.

— Как вы догадались, что рисунки даны к сказке «Колобок»?(Нарисованы герои сказки.)

— Прочитайте отрывок из сказки. Найдите в тексте слова, значение которых вы затрудняетесь объяснить.

— Подумайте, к какой речи вы отнесете запись разговора сказочных персонажей? (К письменной)

— Какой речью воспользуетесь, чтобы прочитать разговор Колобка и Зайца? (Устной)

— Расскажите, с кем встретился Заяц? Что произошло?

— Какой речью вы воспользовались, чтобы передать содержание сказки? (Устной)

— Сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте будем повторять

(Работа с учебником с.8)

— Прочитайте, что написано в верхней части страницы. (Чтение второй познавательной задачи: Что такое родной язык?)

— Постарайтесь объяснить, как вы понимаете значение слова язык? Родной язык? Русский язык?

— Рассмотрите рисунки. Попробуйте прочитать предложения, написанные на доске. (Они написаны на разных языках)

— Какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему?

— Кто сможет прочитать предложения, записанные на иностранных языках?

— На с.8 прочитайте текст под рубрикой «Обрати внимание…»

— Какой вывод вы можете сделать?( Прочитать и понять написанное можно тогда, когда знаешь язык, на котором записан текст.)

— Прочитайте сведения о языке.

— Постарайтесь объяснить, как вы понимаете слова: государственный язык, Российская Федерация.

— Найдите на с.8 словарное слово. Какой знак помог вам быстро определить словарное слово?

-Подумайте, в каких еще значениях используется в русском языке слово язык?

— Найдите слово язык в орфографическом словаре на с.137.

Работа в тетради.

-Прочитайте на с.8 предложение о родном языке. Спишите это предложения, используя памятку на с.134.

— На странице 5 в РТ есть упражнение 2. Какое слово вы туда впишите?

Тема:Язык и речь,его значение в жизни

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 1 класс»

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

2. Постановка цели.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку:

Как прекрасен и велик

Русский, близкий нам язык.

Для чего нужно изучать русский язык?

На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.

Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение разговаривать, общаться при помощи слова. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью.

В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?

Что же такое речь? Для чего она нужна? На какие 2 группы можно разбить нашу речь?

Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды:

слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо.

Какие виды речи иллюстрируют рисунки?

Подберите к рисунку нужную подпись.

Запишите букву я, сочетания этой буквы с другими буквами и слова «язык, язычок, русский язык» по образцу:

я яя яг яз ям ся ня

язык язычок русский язык (Работа над многозначностью слова язык)

В народе говорят: Хорошую речь приятно слушать.

Запишите эту пословицу. Как вы её понимаете?

Докажите, что это предложение.

Сколько в нём слов?

Слово язык имеет и другие значения: язык пламени, язык колокола, язык у ботинка и язык во рту.

Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют

многозначными. Слово языкмногозначное слово.

4. Историческая справка.

Когда же возникла речь?

Очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели не только писать, но и говорить! Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки! Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу.

Читайте также:  Мапрофен лекарство аналоги

Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык жестов. Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а передавать словами. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить.

Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия труда, примерно 25 тысяч лет назад. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

5.Объяснение нового материала.

УСТНАЯ РЕЧЬ — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.

Теперь мы знаем, что понадобилось много тысяч лет для того, чтобы люди научились говорить. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.

Как вы думаете, какой выход нашли наши предки?

Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Затем писали на глиняных табличках. Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Ими мы пользуемся и сейчас.

О каких знаках идёт речь?

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ — речь, это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки.

В древней Руси писали на бересте — березовой коре. Бумаги тогда еще не было.

А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере).

Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.

Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью.

Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной.

1) Игровой момент. (Учитель показывает игрушку Буратино):

К нам в гости пришёл Буратино. Буратино гулял по осеннему лесу и простудился. Теперь он не может говорить, у него ангина. Буратино воспользовался письменной речью и написал нам загадки.

Учитель: Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)

— Да, если бы не письменная речь Буратино с больным горлом смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?

Без языка живет.

Не ест и не пьет,

А говорит и поет.

(Радио. Это устная речь.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета. Это письменная речь.)

Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг.
(Телефон)
(Устная речь).

Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет.
(Ручка)
(Письменная речь)

Запишите отгадки. Вверху цифрой укажите количество слогов в каждом слове.

Радио, газета, телефон, ручка.

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой!

Объяснение материала (2)

Для чего же нужна речь?

Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.

Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:

Спишите это высказывание. Будьте внимательны: не допускайте ошибок в написании слов с подчёркнутыми буквами – на правила, которые вам ещё предстоит изучить.

Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.

Игра «Доскажи словечко».

Растает ледяная глыба

От слова тёплого

Зазеленеет старый пень,

Мальчик, вежливый т развитый,

Когда меня бранят за шалости,

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят

Запишите волшебные слова.

Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).

Речь бывает … (устная и письменная).

Слайд 24 [добавить анимацию на каждую строку]

Наш гость Буратино в благодарность за вашу работу подарил пожелание от мудрой Черепахи Тортиллы:

Используйте драгоценный дар речи только для блага окружающих.

Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector